Комбинированный урок русского языка и окружающего мира в 4 классе
Тема урока: Сочинение по картинам К.Ф. Юона «Зима в природе» и закрепление по теме «Лесная зона. Животные зимой»
Цель урока:
развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений, формировать умение строить текст, воспитывать любовь к природе во все времена года, закрепить знания об окружающем мире, о животных, птицах лесной зоны, их жизнь зимой, воспитывать любовь к животным и растениям.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Характеристика погоды
Сегодня, ребята, у нас необычный урок, на котором мы будем говорить о таком волшебном времени года, как зима. Напишем сочинение, поговорим о том, как живется животным зимой.
3.Проверка домашнего задания по окружающему миру
-Какую природную зону мы прошли?
-Какое значение имеет лес для людей?
-Какие бывают леса?
-Каких животных вы знаете в лесной зоне? На какие группы они делятся?
-Каких птиц вы знаете?
-Какой лес зимой?
4.Подготовка к восприятию
Многие писатели и художники любили русскую зиму и называли её различными ласковыми именами
Зима
Величава зима –
Называть её хочется
Не по имени просто,
А по имени – отчеству.
Ой, зима, ты - Морозовна,
Ой, зима, ты – Метельевна!
Утром кажется розовым
Снег под синими елями.
Ветер с веток берёзовых
Сыплет хлопья на головы…
Ой, зима, ты – Морозовна!
Ой, зима, ты – Метельевна!
- Как можно назвать это время года, с кем, с чем сравнить?
- Скажите, без чего не чувствуешь зиму?
- Идет зима дорогами,
Крадётся, как лиса,
Покрыто все сугробами
Заснежены леса.
В лесную чащу тихо
Вошла зима портниха.
Берёзки очень рады:
-Спасибо за награды!
Пушистые и белые
Зима наряды сделала
И для лесов и для полей –
Пускай им будет потеплей!
Деревьям всем в лесочке,
Зима дала платочки,
А в шубки их одела –
Сама повеселела.
- Дети, вспомните строчки стихов о зиме (Дети читают четверостишья)
- Давайте выберем из этих стихов наиболее образные выражения, которые характеризуют русскую зиму.
- Сегодня мы будем рассматривать картины о волшебнице зиме художника Юона.
К.Ф. Юон – один из замечательных русских живописцев. Рисовать он начал с 8 лет и всю жизнь посвятил живописи. Юон очень любил зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе – в русской зиме».
Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое. Его картины о волшебнице зиме можно смело назвать песней о русской зиме.
5.Беседа по содержанию картины.
- Каково ваше впечатление от картины? (Показ слайдов «Зима в природе» картины Юона)
- Какие чувства она у вас вызывает?
- Перечислите, что вы видите на картине?
- Этот вид очень напоминает строки Пушкина:
Опрятней модного паркета
Блистает речка льдом одета,
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд.
- Можно ли сказать о том, что больше всего художнику нравится на картине?
- Природа для Юона – это прежде всего среда, в которой живёт человек. Художник оживляет природу.
- Что особенно вы заметили в изображении среднего плана?
- Зима это прежде всего снег.
- Как изображает снег художник?
- И это обилие снега придает величие русской природе. Всё кругом становится необыкновенным и сказочным. Вот почему название картин «Волшебница зима»
- Преувеличив размеры деревьев художник убеждает нас, что зима – волшебница.
- Что ещё создаёт образ волшебницы зимы?
- Что мы видим на заднем плане?
- Попробуйте использовать приём олицетворения, описать какие превращения совершила зима.
6.Составление плана:
а) волшебница зима
б) сказочные деревья
в) зимние забавы
г) чувства и настроения, навеянные картинами
7. А что ещё художник изобразил на картине?
Просмотр картин и слайдов с животными. Беседа об увиденном.
8. Словарная работа (выписаны трудные слова и словосочетания на доску)
9. Физминутка
- С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке
Будем их ловить руками
И покажем дома маме
(хватательные движения над головой)
- А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги (руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Вот лисица в поле скачет, (прыжки)
Ну, а мы идем, идем, (ходьба)
И к себе приходим в дом. (садятся)
10. Повторения о животных зимой
Загадки:
1 Зимой у этого пушистого зверя на лапах будто валенки надеты, след свой, словно по нитке, лапка в лапку, заметает большим пышным хвостом?
2 Горбоносый, длинноногий, великан ветвисторогий. Ест траву, кустов побеги, с ним тягаться трудно в беге?
3 Меньше тигра, но немножко больше крупной рыжей кошки. На суку она обычно, притаившись ждёт добычу. Не робей, не берегись, в том лесу, где бродит…
4 Рыжий комочек, очень пушистый. Прыгает по деревьям, шустрый и быстрый?
5 На свинью похож, а в лесу живет?
6 Всю зиму спит, весной на пасеку спешит?
7 В птичник повадится – жди беды: Рыжим хвостом заметёт следы?
8 Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет?
9 Посреди поля белый клубок катается?
11. Написание сочинения
12. Самопроверка; зачитывание лучших сочинений
13. Беседа по окружающему миру
- Показ слайдов «Птицы и животные зимой»
- Загадки о птицах
13. Обобщение по теме
- В январе, в январе
Много снега на дворе
Снег на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
- Сияет солнце, но совсем не греет,
Искрится луч, сияет серебром.
Природа вся как будто леденеет.
Перед суровым, снежным январём.
Вы не сердитесь на январь ненастный
На самый главный месяц холодов:
Чтоб было всё по-зимнему прекрасно
Я много приложил своих трудов.
-Много названий у января:
- январь – носик года, январь – первенец года,
январь – сечень, рассекает зиму ровно пополам.
14. Итог урока, оценки.
15. Домашнее задание. Изготовить кормушки для птиц.